Родители-вредители: как взрослые препятствуют успеху детей

Как неудачи родителей влияют на успех ребенка? Почему «во благо» не всегда значит «хорошо»? Как оправдать ожидания взрослых и не разрушить свое будущее? Вместе с психологом Елизаветой Филоненко разбираемся, как родители мешают успеху детей, на примере фильма «Черный лебедь».

Судьба главной героини фильма Даррена Аронофски «Черный лебедь» — яркий пример того, как родители, сами того не замечая, разрушают будущее своих детей. Картина рассказывает о балерине Нине Сэйерс, хрупкой и сломленной девушке, которая стремится реализовать себя и достичь совершенства в профессии. Она живет со своей деспотичной матерью Эрикой, которая в молодости отказалась от карьеры танцовщицы из-за неожиданной беременности. Нина получает главную роль в балете «Лебединое озеро» Чайковского, и теперь ей нужно найти собственную идентичность — раскрыть в себе две взрослых ипостаси: нежную белую лебедь и страстную черную. Но на пути к цели встают сложные отношения с ее матерью.

Проект по реализации упущенных возможностей

Пока дети не достигнут взрослого возраста они являются, своего рода, проектом родителей. В них вкладывают ресурс: время, деньги, внимание. В раннем возрасте дети не могут сами решить, в каком направлении развиваться, поэтому выбор родителей в пользу какого-то одного занятия вполне оправдан. 

Нина — это сосуд, в котором хранятся желания её матери, и она обязана их реализовать. Эрика сделала из жизни дочери миссию, в которой юная балерина должна превзойти всех, стать первой, сиять на пьедестале. И всё благодаря стараниям её матери, которая не смогла достичь этого в юности.

В фильме показаны гипертрофированные взаимоотношения матери и дочки, которые редко встречаются за рамками художественных произведений. Нина растет «под куполом», который воздвигла мать, чтобы защитить ее от постороннего влияния и ошибок, которые сама совершила в молодости.

Она гладит дочь по спине, как ребенка; старается сохранить детский декор ее комнаты, заполненной мягкими игрушками. В семье есть четкое расписание тренировок, от которого нельзя отклоняться. Но «купол» рушится, когда дочь пытается расправить крылья и идти к цели — новой роли, статусу примы театра, своей силе и женственности. Она хочет быть тем идолом, которым не смогла стать её мать. 

«Не превзойди меня»

Для того, чтобы достичь успеха в профессии нужно повзрослеть и начать принимать самостоятельные решения. Именно эти желания — вырваться из оков матери, раскрыть в себе женственность, начать действовать самостоятельно — являются поворотным моментом в отношениях Нины и Эрики. Юная балерина понимает, что не сможет достичь вершины, если останется под покровительством. Но, в то же время, не может бросить мать из-за ее инфантильности и психологической нестабильности. 

Два главных посыла матери главной героини:

  • «Добейся успеха, чтобы я гордилась тобой»;
  • «Не превзойди меня».

Период, когда Нина следовала первому напутствию матери, прошел, но нарушить второй она тоже не может. В этой ситуации заключен драматизм, с которым часто сталкиваются дети в реальной жизни. Они чувствуют, что родители пожертвовали многим, чтобы у них было всё, чего они сами не смогли достичь. Но от этого ребенок не позволяет себе превзойти их в успехе, воздвигая барьер между своими достижениями и потенциалом.

Успех, за который стыдно

Немало взрослых людей рассказывают на психотерапии, что им неловко за то, что они сумели добиться большего, чем их родители. Они понимают, что проделали большой путь и ими гордятся, но чувство стыда, что отец не может позволить себе той силы, которой обладает его ребенок, часто не дает двигаться дальше. Это чувство особенно усиливается, если родитель проговаривает, к примеру, то, что он отказался от научной карьеры и пошел на завод, чтобы заработать и прокормить семью, или мама бросила университет из-за рождения ребенка. Эти «уколы» порождают в детях чувство вины за то, что они не дали родителям реализовать себя. 

В психотерапии встречаются случаи, когда уже взрослые люди за шаг до взятия вершины сходят с пути: не успевают подать заявку, опаздывают на важные мероприятия или у них происходит нервный срыв перед решающим событием. Они уже почти достигли цели, вложили много сил и стараний, но сдались. Причина — подсознательный стыд перед родителями. 

Нина сама себя останавливает: перед премьерой плохо себя чувствует и напивается в баре. Она хочет оторваться, испытать «запрещенные» матерью эмоции. Так выражается ее страх перемен. Она боится сделать шаг, который изменит её мир и мир Эрики. 

У матери есть свой мотив не пустить её в последний момент на сцену и оставить дома. Она говорит: «Ты не справишься, эта роль разрушает тебя». Она надевает дочери носки на руки, как надевают совсем маленьким, чтобы они не царапали себя, таким образом делая её более беспомощной и подконтрольной. Ведь для нее Нина не только проект по самореализации, но и виртуальный соперник.

Конкуренция поколений

В обычной жизни конкуренция в семье часто выражена тем, что молодая мама подражает дочери: в одежде, в манере поведения. Они выкладывают совместные фото, похоже одеваются. Таким образом мама хочет казаться такой же молодой, смелой и даже в чем-то превзойти дочь. Она как бы говорит всем, что все еще хороша. В фильме Эрика не конкурирует с дочерью в настоящем времени, но противопоставляет Нине себя молодую. 

Во время репетиций и подготовке к своей главной премьере, Нина сомневается в себе и своих силах. Ей кажется, что она не может в полной мере перевоплотиться в черную лебедь из-за ее неполноценности. Она начинает разрушать себя психологически и даже занимается селфхармом из-за того, что чувствует фальшь, неадекватность ситуации. Героиня расчесывает место, откуда растут крылья — основной символ фильма — подрезает ногти, чтобы не расчесывать еще сильнее. В конечном итоге они вырастают, но уже когда Нина близка к смерти. Героиня не может осознать, что причина ее неудач — мать, которая крылья отрезает. 

В фильме есть сцена, которая прямо показывает зрителю намерения мамы помешать дочке достичь успеха. Мы видим обычный завтрак балерины: маленькая порция еды с половинкой грейпфрута. После того, как Эрика узнает, что дочери досталась главная роль в балете, она покупает торт и хочет, чтобы дочь съела кусочек. Нина отказывается, а мать манипулируя ею говорит, что выкинет его в ведро, тем самым вызывая в ней чувство вины. Своим поведением она показывает, что дочь не благодарна за ее старания.

Разрушительные отношения в семье

Отношения, драматизированные в «Черном лебеде», иллюстрируют ущерб, который и детям, и родителям наносят разрушительные заблуждения. Ребенок, лишенный психологической зрелости, способный только на саморазрушительное выражение, чтобы поддержать статус «неоперившегося птенца», не способен создать свою идентичность и добиться высот в карьере.

«Черный лебедь» пронзительно иллюстрирует борьбу Нины за то, чтобы разорвать связь с матерью и создать личность, необходимую для успеха в профессии и в личной жизни.

Мечты и надежды родителей о будущем детей могут обеспечить их ресурсами, необходимыми для успеха, но если переусердствовать, последствия будут необратимыми.

 

Партнерский материал
Воспитание